Философия аниме











аниме

«Хайку рождаются в полной тишине, в состоянии концентрации духа, когда забываешь о

себе. И опять вспоминается Судзуки: «Все вещи появляются из неведомой бездны тайны, и через каждую из них мы можем заглянуть в эту бездну... Когда же чувства достигают высшей точки, мы замолкаем... Художник Дзэн двумя-тремя словами или двумя-тремя ударами кисти выскажет свои чувства. Если он выскажет их слишком полно, не останется места для намека, а именно в намеке заключена вся тайна японского искусства». О, это целая философия, или мировоззренческая установка на небытийность сущего. Небытие соотносится с Бытием, как целое с частью. Все уже есть, и не надо мудрствовать, изобретать теории, правила, нужно лишь довериться потоку Естественности, или Самоестественности, и все само собой будет свершаться. И то, что будет свершаться, будет напоминать о прекрасном, ибо в основе всего лежит Красота. Потому хайку ненарочито, ненавязчиво. Это всегда прикасание к тому, что невидимо и трепетно, не терпит вторжения. Хайку появляются, когда ум свободен от самого себя, в состоянии муга («не-я»), мусин («не-мышления», «не-умствования»). Тогда и просыпается истинный человек, в котором все истинно, – и ум, и чувство, не посягающие на истинность другого». Т. Григорьева, «Мурамацу, верящий в Россию»

В аниме и манга используется много философских идей различных эпох, стран, школ и направлений. Они могут быть изменены, трансформированы или соединены с чем-то абсолютно противоположным. Почти все аниме и манга обладают своей собственной космологией, онтологией и гносеологией, в большей или меньшей степени. Можно выделить некоторые черты, присущие японской философии в целом: во-первых, это латентный характер, во-вторых - недосказанность, своеобразное молчание.

Особенностью жизненного уклада японцев является графическое изображение (например, иероглифическое письмо). Это наложило особый отпечаток на восприятие японцами окружающего мира. Так, в частности, манга, как кинофильм, разбита на кадры, и то, что в европейских комиксах получает обширное описание, в манга может быть выражено какой-то едва уловимой чертой – например, поднятая бровь или же, если художник стремится показать атмосферу, он может использовать какие-либо звуки. Следует заметить, что звуки впервые начали графически изображать именно в манга. Даже в японской литературе во многих произведениях нет определенной развязки. Конечно, она показана, но остаются невысказанными самые главные мысли, и это заставляет читателя думать, размышлять и самому находить ответы на вопросы, поставленные автором.

аниме

«Мировоззрение японцев не могло не сказаться на их подходе к творчеству: намек, недосказанность становятся законом искусства. Истина непознаваема, но проницаема для сосредоточенного взгляда, для «сверх-чувства» (едзе), т.е. чувство достигает той точки, где раздвигаются границы пространства и времени и человек ощущает себя парящим, как птица в небе. Слово «едзе» очень важно для понимания художественного мышления японцев. Его переводят как суггестивность, эмоциональный отклик, но в нашем языке, пожалуй, нет аналога. Это универсальность Чувства, позволяющего пережить всеродство сущего». Т.Григорьева, «Мурамацу, верящий в Россию».

С другой стороны, эта скрытность немного вредит более широкому распространению японской литературы в других государствах, в которых люди привыкли к четкости и лаконичности в изложении мыслей и суждений.

«Наивысшее счастье состоит в том, чтобы находиться на гребне, по одну сторону которого лежит поражение, а по другую – победа». Эйдзи Еси-кава, «Честь самурая». Не всегда добро в аниме остается полным победителем, чаще всего оно сочетает горечь потери с радостью победы, но и эта радость до краев переполнена печалью осознания тщетности бытия. В то же время эта горькая истина заставляет радоваться каждому моменту жизни, заставляет искать красоту в каждом предмете, в каждом существе, в каждом человеке.

На пути к истине человечество преодолело множество преград, принесло множество жертв, но эта истина не стала универсальной, она не подходит всем и вся, она не безразмерна. Она не может быть истиной для разных людей, поэтому, зная эту истину, каждый человек перекраивает ее на свой лад.

рисунок Арины Полянской

Главная мысль аниме и манга учит тому, что «каждый человек по сути своей творец, пусть не бог, но все-таки творец» и что человек в любом случае должен двигаться вперед и развиваться, он должен творить – себя, окружающих, мир. Человек не может свалить свои обязанности на других, он не может избежать наказания за содеянное зло, потому что так или иначе оно настигнет его.

журнал №21

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Отдых в Японии

Скидки на отдых в Японии

Теплосоюз - ///

JComments Latest

  • Новый человек!!!

    Константин 02.03.2012 21:40
    :lol: Поздравляю Олег, Настя!!!
     
  • Веб камеры на выборах 4 марта

    Елена 12.02.2012 10:08
    Выходит, и здесь обман или, точнее сказать, "пускание пыли в глаза". На камеры выделяются огромные ...
     
  • Веб камеры на выборах 4 марта

    Вячеслав 12.02.2012 09:54
    "Эту страну погубит коррупция!!!... "
     
  • «3D – ОМОЛОЖЕНИЕ» от клиники «АРТЕВИТА»

    Наталия 31.01.2012 11:30
    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как мне убрать пресловутые "брыли"? Хочу начать с них, посмотреть результат ...
     
  • Жить – это здорово!

    Марина 10.08.2011 12:13
    Впечетляют талантливые и красивые люди-как Марина, это "пример" на будущее!!!!! Так держать-успехов и ...